«Я хорошо себя чувствую, когда играю на фортепиано...»
— Расскажи, как прошёл твой день?
— Мой день прошел нормально. Я вчера делал поделки из бумаги — машины, а ещё я занимаюсь музыкой, играю на фортепиано, читаю книги, рисую.

— Каждый день?
— Каждый день.

— А что тебе нравится на твоих музыкальных репетициях?
— На репетициях мне очень интересно.

— Чему ты уже научился?
— Я умею играть на фортепиано.

— Ты еще поешь, насколько я знаю...
— Я пою песни, да.


— А что ты чувствуешь, когда занимаешься музыкой?
— Я хорошо себя чувствую, когда играю на фортепиано... у меня хорошее настроение. Голова не кружится, не болит. Ничего не беспокоит. Так что я надеюсь, что у меня всё в порядке.

— У тебя есть любимый исполнитель?
— Киркоров, «Цвет настроения синий».

— Ты хочешь быть как Филипп Киркоров?
— Я ещё подумаю. Знаете, мне очень понравится знакомиться с новыми людьми.


— Почему?
— Потому что люди и друзья добрые бывают, красивые, умные люди.

— А где ты познакомился с друзьями?
— В училище.

— В каком?
— Училище — 20-й колледж на Московской 49.

— Тебе нравится там учиться?
— Мне очень понравится там учиться. Поэтому в следующем году я буду устраиваться на работу.
— А на кого ты учишься?
— Садовника.

— Чем тебе нравится заниматься там?
— Практическими занятиями.

— Что же вы обычно на них делаете?
— Ездим на экскурсии на автобусе, на такси.
(из-за открытой двери слышится шум, Вова начинает закрываться)
— Мешают?
— Да, мешают.

— Давай дверь закроем?
— Давай.

— Так лучше?
— Лучше. Как у вас дела?

— У меня хорошо. Мне очень интересно с тобой разговаривать.
— А чем вы занимаетесь?

— Я учусь в университете. Тоже люблю рисовать, играю на музыкальном инструменте... А у тебя есть мечта?
— Мечтааа, у меня есть мечта… Через 4 года я бы хотел сам съездить на газели в Краснодар. Там я буду смотреть красивые места. В квартире, где-то трёхкомнатной, а ещё пятикомнатной я буду сам жить с друзьями.

— С друзьями из центра или училища?
— С новыми друзьями из центра.

— С ребятами, с которыми тут познакомился?
— Нет, в Краснодаре из центра.

— А, ты хочешь познакомиться с новыми ребятами?
— Да. А что вам понравится больше всего?

— Писать истории про людей.
— А мне очень понравится писать рассказ по русскому языку в училище. Исторический, реальный и фантастический. Реальная жизнь — это когда что-то происходит сейчас. А фантастика — значит, кто-то выдумывает что-то. Например, ученые изобретают машину времени. Я буду ждать.

— А тебе хотелось бы попасть в другое время?
— Я бы хотел вернуться где-то в 2018 год, в Адлер, на Черное море, где-то в сентябре.

— Почему?
— Купался на черном море тогда.

— Тебе нравится море?
— Да. Море тихое, спокойное, успокаивающее море.

— Ты не устал? У тебя ведь еще репетиция…
— Ещё нет, но потом я буду отдыхать.

— А что ты обычно делаешь, когда отдыхаешь?
— В телефоне играю.

— В какие игры ты играешь?
— Майнкрафт и разные познавательные игры… Катя, а у вас есть ватсап? Мне понравится общаться с новыми знакомыми.

«Я буду с Вовой до тех пор, пока буду ему нужна»

Создательница проекта и преподаватель музыки Инна Яковлева — о начале пути Вовы; сложностях, с которыми он столкнулся; его прогрессе и успехе.


Вова пришёл на занятия подготовленным. Так как он обучался в музыкальной школе, то знал ноты, умел играть, понимал, как работать двумя руками и как функционирует педаль. Мне необходимо было научить Вову работать в команде. В мои задачи также вошли организация игровых движений, выстраивание динамики, работа над драматургией и образом: важно было объяснить Вове, как с одной гармонией в удобном расположении рук он сам бы мог раскрасить музыку. То есть сыграть не просто аккорды, а где-то переходы, где-то укрупнения, где-то тише, где-то громче. И так как Вова от природы талантлив, всё, что мы с ним делали, почти сразу всегда получалось. Конечно, были и есть сложности. Но они связаны с тем, что музыка должна быть громче-тише, а это у Вовы не всегда получается. Он идеально играл бы Баха, если бы жил тогда, когда надо все ровненько сыграть, все голоса вывести. А вот если говорить о том, что музыка должна быть романтическая со всеми её красками, тут уже труднее всё идет. Но несмотря на это, интерес и мотивация к музыке у Вовы не пропадали. Ведь он очень любит её, да и вообще он — мой самый ответственный ученик. Но есть то, что его сбивает — когда он не понимает происходящее. Он — парень, которому нужна четкая структура.



Я поняла, что у него пошёл прогресс, когда у нас была очередная репетиция рок-группы, и ребята-волонтёры из колледжа искусств не сообразили сразу, с какого момента требуется сыграть, и вдруг они услышали, что Вова сам подхватил. Теперь он быстрее всех включается в работу с любого момента. И хоть говорят, что ребята с расстройством аутистического спектра плохо обучаются музыке и плохо импровизируют, как видим, это совсем не так.



Ну а если смотреть на итоги: Вова научился основам импровизации, научился играть в коллективе, следовать за вокалистом (это очень нужная концертмейкерская практика). А также он продолжает учиться выстраивать художественный образ произведения. Это, пожалуй, самое сложное, в чём музыканты совершенствуются на протяжении всей жизни.



Думаю, я буду заниматься с Вовой до тех пор, пока буду ему нужна. А когда я пойму, что я уже исчерпала те знания, которые могу ему дать, а сам он поймет, что хочет продолжать обучение, конечно, мы найдем ему другого педагога, который будет его вести.

© Информационное бюро Городской репортер, 2021