Создательница проекта и преподаватель музыки Инна Яковлева — о начале пути Вовы; сложностях, с которыми он столкнулся; его прогрессе и успехе.
Вова пришёл на занятия подготовленным. Так как он обучался в музыкальной школе, то знал ноты, умел играть, понимал, как работать двумя руками и как функционирует педаль. Мне необходимо было научить Вову работать в команде. В мои задачи также вошли организация игровых движений, выстраивание динамики, работа над драматургией и образом: важно было объяснить Вове, как с одной гармонией в удобном расположении рук он сам бы мог раскрасить музыку. То есть сыграть не просто аккорды, а где-то переходы, где-то укрупнения, где-то тише, где-то громче. И так как Вова от природы талантлив, всё, что мы с ним делали, почти сразу всегда получалось. Конечно, были и есть сложности. Но они связаны с тем, что музыка должна быть громче-тише, а это у Вовы не всегда получается. Он идеально играл бы Баха, если бы жил тогда, когда надо все ровненько сыграть, все голоса вывести. А вот если говорить о том, что музыка должна быть романтическая со всеми её красками, тут уже труднее всё идет. Но несмотря на это, интерес и мотивация к музыке у Вовы не пропадали. Ведь он очень любит её, да и вообще он — мой самый ответственный ученик. Но есть то, что его сбивает — когда он не понимает происходящее. Он — парень, которому нужна четкая структура.
Я поняла, что у него пошёл прогресс, когда у нас была очередная репетиция рок-группы, и ребята-волонтёры из колледжа искусств не сообразили сразу, с какого момента требуется сыграть, и вдруг они услышали, что Вова сам подхватил. Теперь он быстрее всех включается в работу с любого момента. И хоть говорят, что ребята с расстройством аутистического спектра плохо обучаются музыке и плохо импровизируют, как видим, это совсем не так.
Ну а если смотреть на итоги: Вова научился основам импровизации, научился играть в коллективе, следовать за вокалистом (это очень нужная концертмейкерская практика). А также он продолжает учиться выстраивать художественный образ произведения. Это, пожалуй, самое сложное, в чём музыканты совершенствуются на протяжении всей жизни.
Думаю, я буду заниматься с Вовой до тех пор, пока буду ему нужна. А когда я пойму, что я уже исчерпала те знания, которые могу ему дать, а сам он поймет, что хочет продолжать обучение, конечно, мы найдем ему другого педагога, который будет его вести.