Мы встретили тьютора Тиграна Вячеслава Давидяна возле конгресс-отеля «Амакс». Здесь часто проходят занятия у ребят. Славик, так его все называют, ведёт нас в репетиционный зал, где уже находятся Тигран и его мама Елена. «Смотри, я тебе зрителей привёл», воодушевлённо говорит тьютор юному барабанщику. Тигран, смущённо улыбнувшись, смотрит вниз.
Репетиционным залом оказалась большая комната, сочетающая в себе мягкий кожаный диван, столик с печеньем и чаем на нём и разные музыкальные инструменты: барабаны, бубен, гитару. На стене плакат. На колонках, какие обычно стоят по обе стороны от сцены, – ноутбук. В общем, атмосфера довольно рабочая, но при этом уютная. Начинается репетиция, и мы садимся на диван, чтобы поговорить о Тигране и его музыкальных успехах с Еленой.

«Хочу уехать в Москву, чтобы на барабанах там играть»
Расскажите о Тигране.
Тиграну пятнадцать лет, он у меня особенный ребёнок – аутизма полного у него нет, но есть аутичные черты. При этом он учится в обычной школе, обычном классе.

Как вы попали в рок-школу? Сюда берут не всех желающих.
– Да, был некий отбор. Девочки из фонда прослушивали Тиграна и сказали, что он подойдёт. Его отправили на смотр к Славику, и это уже наше четвёртое занятие!

В это время музыкальная разминка подходит к концу, и тьютор включает ту самую песню, которую ребята постараются сыграть всей группой. Тигран сосредоточенно отбивает ритм. Иногда он сбивается, когда видит нашего оператора, не потому что та отвлекает его, а потому, что хочет выглядеть крутым барабанщиком в кадре.

Как проходят репетиции Тиграна?
– Именно индивидуально с Тиграном занимаются один раз в неделю. Длится репетиция примерно сорок минут-час. Всё зависит от настроя Тиграна. В целом атмосфера на репетициях рабочая. Тигран очень уважает своего наставника и постоянно мне говорит: «Славик сказал», «Славик сказал».

У вас есть дома барабаны?
– Нет! Барабанов у нас нет (смеётся). Зато есть палочки, и мы стучим ими по разным поверхностям. Славик показал, как это делать правильно…

На какое-то время грохот от барабанов утихает – Елена смотрит на сына, будто говоря ему: «Я здесь, всё хорошо». И с каждым разом у Тиграна действительно начинает получаться всё лучше и лучше. «Ура, ты сыграл половину песни!» говорит ему наставник. На лице юного барабанщика растягивается широкая улыбка, его мама подскакивает с дивана и с восторгом заявляет: «Молодчина!»

Раньше Тигран уже играл на барабанах? Сейчас у него неплохо получается.
– Нет, Тигран вообще никуда не ходил. Раньше у него были проблемы с поведением – он не был готов к таким занятиям. Сейчас ситуация улучшилась, поэтому, собственно, мы здесь.

Тигран учится в восьмом классе. Вы уже планировали, куда будете поступать?
– Будем учиться до девятого, а куда потом – ещё не планировали. Я вот думала: может, к музыке его привлечь? Возможно, для него это будет ближе и легче. Да и знаете – музыка лечит. С каждым разом я в этом убеждаюсь.



Тьютор часто обращает внимание на то, как его ученик держит палочки. Он берёт его руку, трясёт ее, потом ещё раз показывает, как правильно. Славик серьёзным голосом, твердо и ясно начинает считать снова: «Раз, раз, два, два».

В настоящий момент ребята готовятся к выступлению на одной из сцен Ростова. Как думаете, у них получится?
– Порой я смотрю на Тиграна, и мне кажется, что он не может. Славик говорит обратное – всё получится. Поэтому я верю в хороший результат: со всеми детьми занимаются профессиональные музыканты, уделяют им много времени, внимания. Молодцы прям!

В конце нашей беседы мама приходит к выводу, что пора покупать барабаны домой. В это время Тигран уже отложил палочки, встряхнул руки и с заинтересованностью подошёл к нам. Мама объясняет, что мы хотим задать ему несколько вопросов. Тигран всё понимает и настраивается нас слушать.

Тигран, тебе нравится играть на барабанах? Почему ты выбрал именно этот инструмент?
– Да, очень нравится (смущается). Ещё я учусь играть на рояле, но на нём мне не совсем удобно надо пользоваться всеми клавишами. На барабанах в этом плане проще. И мозги начинают работать у меня, когда играю на них. Это очень важно.

Тебе тяжело учиться игре на барабанах?
– У меня не всегда получается играть, иногда бывает сложно. Как и во всём (ищет глазами маму, не зная, что ответить). Но сейчас уже лучше. Я ещё дома каждый день занимаюсь в подушку бью палочками.

К вам в фонд приходят играть разные музыкальные группы. Нередко после их выступления вы присоединяетесь к ним. Что ты чувствуешь в такие моменты?
– Чувствую, что сердце начинает биться немножко быстрее (от волнения Тигран перебирает пальцы). Конечно, страшновато бывает, но со мной ещё играют мои друзья. Это помогает.
Как ты думаешь: игра на барабанах – это твоё хобби или будущая профессия?
– Пока не знаю. Думаю, это хобби. Но я хочу уехать в Москву, чтобы на барабанах там играть.

Как ты относишься к своему наставнику Славику?
– Красавчик он! Очень редко когда он объясняет непонятно.

Скоро у вашей музыкальной группы будет большой концерт. Ты ждёшь его?
– Да, хочу выступить. Чтобы снимали, чтобы в интернете всё это было. Мечтаю стать знаменитым. Поэтому сейчас усиленно занимаюсь.

Хочешь что-то сказать нашим читателям?
– Люди, будьте добры и читайте книжки.

Ты любишь читать книжки?
– Нет, не очень. Но я читаю – куда деваться. Про Древний мир читал, например.

Мы уже заканчиваем, и Тигран тихонько обращается: «Приходите в гости ко мне, я живу на Ульяновской». А его мама одобрительно кивает головой.

«Главная цель концерта – стереть грань»

Мы решили поговорить с Вячеславом Давидяном, тьютором Тиграна, и узнать, чем отличается работа с особенными детьми и что он думает о предстоящем концерте.



Насколько процесс обучения особенных детей отличается от обучения детей нормотипичных?

По моему опыту процесс вначале вообще не отличается. Потом ты уже замечаешь, что у детей с особенностями усталость наступает раньше. Им, когда они уже устали, довольно сложно что-то объяснить. Поэтому занятие, как правило, не длится больше часа. Да и вообще объяснять приходится чуть тщательнее. Но вот Тигран, например, воспринимает информацию довольно хорошо. Есть дети и посложнее. В этом деле главное подружиться с ребёнком, и тогда он пойдёт на контакт. С Тиграном у нас взаимоотношения дружеские.


Вы где-то учились работе с детьми с особенностями?

Нет. Но я работаю в музыкальной школе, поэтому у меня есть небольшой опыт в работе с детьми.


Что вы чувствуете, когда у Тиграна получается играть на барабанах?

Это, безусловно, очень радостное чувство. Особенно когда понимаешь, что ребёнок особенный, и ваш с ним контакт помогает ему открыться по-новому. А Тигран молодец вообще. У него уже много что получается.


Для чего нужна рок-школа?

В первую очередь для развития. Музыка хорошо развивает. Да и уверенности она ребятам точно добавит. И другие дети увидят, что они тоже могут.

Естественно, в рок-школу был определённый отбор, потому что у некоторых детей совсем не получалось играть. Даже из обычных детей надо выбирать для группы кого-то, кто лучше чувствует инструмент. Здесь тем более. Важно было увидеть, кто действительно за относительно небольшой срок сможет научиться играть и для кого это не будет стрессом. Для тех, кто не прошел отбор в группу, есть другие занятия, на которых они также занимаются музыкой, но в более лёгком формате.


Как вы думаете, получится у ребят выступить на большой сцене?

Конечно. Какие-то песни ребята точно смогут сами сыграть. Какие-то, возможно, с помощью сторонних людей. Это вполне нормальное явление. Где именно будет концерт, пока неизвестно. В связи с эпидемиологической обстановкой может он вообще пройдёт в режиме онлайн. Сейчас я Тиграна готовлю именно к этому концерту.


Получит ли эта идея развитие? А будут ещё концерты?

Почему бы и нет? Если всё пройдёт, как планируется, то этот проект обязательно получит развитие.



Как вы думаете, идея с концертом имеет как одну из целей – прорекламировать фонд «Я есть»?

Думаю, это не основная цель концерта. Но как один из бонусов конечно.

Просто самое главное чтобы родители детей с особенностями поверили в них и направили их в нужное русло. Когда они увидят, что такие же дети, как их дети, могут выступать, развиваться и так далее, это, надеюсь, даст им толчок, и они не будут замыкать своих детей, мол: «У тебя что-то не получается; ты не такой, как все». То есть главная цель концерта стереть грань и показать, что абсолютно все могут развиваться и реализовывать свои мечты в реальности. А фонд это помощник детям с особенностями в этом деле.

© Информационное бюро Городской репортер, 2021