– Можно узнать, как вы вообще пришли в фонд? Почему именно «Я есть!»?
– Сложно сказать. Во-первых, территориально нам очень удобно – в пешей доступности мы живем – здесь рядом, в центре. А потом.. заинтересовала программа фонда, занятия, которые нам предлагали. Ростик, он очень хотел петь, и вот здесь оказалось, что есть такая возможность – мало того, что поучиться вокалу бесплатно, что для нас немаловажно, как незащищенным слоям населения, и ещё и повыступать. Но вообще он начинал в фонд ходить на керамику к Эвелине – ещё до карантина. Но, к сожалению,
карантин всё испортил: Ростик перехотел ходить, но, к счастью, появилась рок-школа.
– То есть у него у самого была мотивация ходить?
– Интересно было, да. Ему было интересно заниматься какой-то деятельностью новой для него, потому что, поскольку товарищ с расстройством аутического спектра, для него контакты, на самом деле, не очень важны. Он терпит присутствие людей, но ему важнее то дело, которым он занимается, чем общение.
– А друзья у него есть?
– Вы знаете, с друзьями сложно. Друзья у него в основном в сети – виртуальные. Причем это в основном англоязычные ребята, с которыми он общается практически каждый день на форумах тематических. Он хорошо английский знает. И как-то с русскими не получилось – он пытался участвовать в российских форумах, но что-то там у них не сложилось, и он перешел на англоязычных. Там он уже лет пять, наверное, плотненько так сидит.
– Ничего себе! Он настолько хорошо английский знает?
– Ну он с двух лет английский знает. Получилось так просто, что, мы когда его начали обучать русскому языку, там программка была.. Он людей плохо перенимал, когда был маленьким, плохо реагировал, и мы начинали с ним общаться через компьютер – нам порекомендовал психолог. Там была программка, где был русский язык и параллельно английский. Я как-то случайно включила английский, ему понравилось произношение, и он параллельно русский и английский изучал.
– Очень круто!
– Наверное… Теперь он по-русски пишет хуже, чем по-английски!
– А сложно вообще с ним? Везде водить, сидеть, пока занятия не закончатся?
– Да, очень сложно, потому что он очень быстро устает от людей, и ему необходимо место, где он может уединиться и отдохнуть. Он плохо переносит громкие звуки, плохо переносит громкие крики. Эмоционально заряженная толпа его тоже напрягает… То есть он может какое-то время поприсутствовать небольшое, но потом ему надо уйти – мне в любом случае приходится предусматривать пути отступления – это планировать всегда надо! Тяжеловато на самом деле.
– А Ростислав как-то изменился, когда вы начали заниматься музыкой?
– Он постоянно меняется! У него постоянно меняются интересы. Интерес появляется, он его удовлетворяет, он что-то ему дает (этот интерес); он как-то меняется, оставляет его, как с барабанами случилось, и переходит к чему-то следующему. То есть я не могу сказать, что он прям сильно поменялся, но он стал, наверное, немного более уверенным в себе и немножко лучше стал переносить пение других людей, потому что раньше это был кошмар. Если он слышал, как кто-то другой поёт, он затыкал уши, начинал кричать: «Перестаньте! Перестаньте!» и убегал. Сейчас он уже терпит.
– Ему самому петь нравится больше, чем слушать других?
– Да, у него просто очень хороший слух и высокая чувствительность к звукам, поэтому любую фальшь он чувствует как железом по стеклу.
– Как суперспособность!
– Ну да, это в какой-то степени суперспособность!
– А какая у Ростислава особенность? Вы говорили аутистический спектр? (выговорить получилось далеко не с первого раза)
– Расстройство аутистического спектра. (Анна говорит уверенно – так, будто повторять это приходилось не раз) Это органическое поражение центральной нервной системы – мозг травмирован был при родах: кислородное голодание, гипоксия. Какие-то участки мозга перестали работать, и их функцию взяли на себя другие участки мозга – ну, насколько это было возможно.
Благодарю Анну за разговор и жду Ростислава, который все ещё не вернулся, чтобы подробнее расспросить его об увлечении английским. Анна улыбается, когда я сообщаю ей о своем намерении:
– Не знаю, получится ли у вас, – он даже мне ничего не рассказывает! Но вдруг… Сейчас спрошу его, он собирается назад вообще или нет (достает телефон). Ему очень интересен туалет…
– Или со мной не интересно!
– Он с детства любит сантехнику, – объясняет она то, что я приняла за шутку.
– Сантехнику?..
– Да!
– Это как?
– Ну, разбирается в устройстве унитаза, канализации и так далее. Лифты и сантехника – это у него два таких несколько маньячных интереса с детства глубокого.
Анна наконец начинает вызов, но тут появляется Ростислав, показывая входящий. Она раскрывает ему мои планы, и вскоре мы снова сидим на пуфиках.
– Расскажешь про своих иностранных друзей?
– Если честно, там полно иностранных друзей, но… я не хочу говорить об этом!
– Почему?
– Потому что я стесняюсь!
– Ну расскажи что можешь рассказать! – вмешивается мама, и Ростислав быстро тараторит:
– Короче, я с какими-то иностранными друзьями общаюсь о операционных системах, о компьютерных играх, о… о чего-нибудь ещё! Это всё, что я могу сказать!
– А почему именно иностранные? Почему не русские?
– Ну потому что я люблю английский язык!
– Можешь что-нибудь сказать на английском?
– Hello, my name is Rostislav! – быстро, с шикарным акцентом и супер уверенно.
– А еще твоя мама сказала, что тебе сантехника нравится!
– Да, я только что видел мойки, которые автоматические. Ну, как только я приложу руку – тут автоматически поливает вода! Это очень интересная технология!
– Тебе технологии именно нравятся?
– Да! Это вообще будущее! (и тут вспоминает что-то ещё про сантехнику) Ещё автоматический сушитель рук! Ну очень полезная штука!
Мы прощаемся, и в заключении Анна подробнее рассказывает о том, чем тут занимается Ростислав. Оказывается, он уже давно посещает занятия волонтёрского клуба от центра «Содействие», где ребята-подростки учатся социализации и сосуществованию в «нормативном обществе». Ростислав, как отмечает Анна, сбегает при первой же возможности, но они всё равно постоянно туда ходят, чтобы хоть как-то разнообразить круг общения.