Беседа с Ростиславом и его мамой Анной назначена перед его занятиями во Дворце детей и молодёжи. Встречаюсь с ними перед входом и, пока мы с Анной здороваемся, Ростислав уже бежит вперёд – его маме приходится постоянно останавливать и окликать его.

Вскоре становится понятно, чего так ждёт Ростик (так его ласково называет мама) – он всё время спрашивает Анну, когда они поедут на лифте. Но ей приходится разочаровать энтузиаста: «Сейчас с Инной поговорим, а потом поедем».

И вот мы уже поднимаемся на второй этаж, где повсюду прыгают кричащие дети. Ищем место подальше от звуков, чтобы спокойно поговорить, но шума не избежать – он будет сопровождать наш диалог фоновой музыкой. Ростислав сразу направляется к лифту, об особенной страсти к которому я узнаю позже, и спустя какое-то время подсаживается на уже занятые нами два больших пуфика в стороне. в в стороне.
«НУ… Я КЛАССНО СПЕЛ!»‎
– Как у тебя настроение?
– Да у меня вообще нормальное настроение! Я чувствую себя… в полном порядке! (мама жестом показывает Ростиславу быть потише – он буквально выкрикивает ответы в привычной манере говорить уверенно)

– А что ты тут собираешься делать? Расскажешь, зачем приехал?
– Я пришёл заниматься…

– А чем?
– Я не помню, честное слово.

– Мама сказала, что у тебя волонтёрские… (Ростиславу подсказывает мама, и он вспоминает)
– А, волонтёрский клуб! Да! Я пришёл на занятия волонтёрского клуба!

– Ты не знаешь, чем вы там сегодня будете заниматься?
– Не-а.

– А расскажешь, что вы делаете в фонде? В рок-группе.
– Как обычно… Мы готовимся к концерту! Я пытаюсь исполнить свои предыдущие песни и попадать в ритм… Короче, я готовлюсь к концерту!

Ждёшь его?
– Ага.

– Я заметила, что ты на репетиции пел песню Цоя. (Услышав имя, Ростислав оживляется)
– О!

– Он тебе нравится?
– Ага! Кстати, я слушал «Спокойной ночи» от Цоя!

– Это твоя любимая его песня?
– Это вторая любимая песня. Третья еще – «Группа крови».

– А первая?
– «Хочу перемен»!

– Ну да, ты её очень круто пел, я на неё и попала.
– Ага.

– А какие ещё тебе музыканты нравятся?
– Виктор Салтыков, Юрий Шатунов, Элтон Джон… и Рик Эстли!

Ничего себе! А почему именно они?
– Ну… Обожаю их песни.

– А какие у тебя ещё есть увлечения помимо музыки?
– Компьютерные игры… Ну телевизор иногда смотрю… И… и всё остальное!

– На одной из репетиций, где я была, ты пел песню на английском…
– А! «Can you feel the love tonight»! Это же песня Элтона Джона!

Ага!
– Ну… Я классно спел!

– Я согласна! Ты английский хорошо знаешь?
– Ага! Я на уроке английскому даже пятёрку получил!

– Ничего себе! Нравится тебе его учить?
– Ага!
– Твоя мама сказала, что ты ещё путешествия любишь.
– Да, я еду на море, и этой осенью я ехал в детский лагерь… Точнее в лагерь под названием… (поворачивается к маме за помощью) Как назывался?... (получив ответ, уверенно продолжает) А! «Просто другие»!

– А что вы там делали?
– Я купался в бассейне, участвовал в занятии и в концерте выступал.

– Ого! А на концерте что ты пел?
– Своего Рик Эстли!

Классно! А ещё ты вроде как играл на ударной установке, да?
– Да, это было давным-давно!

А почему перестал?
– Я не знаю. Просто расхотелось. Я потерял мотивацию для барабанах.

А сейчас, когда видишь, как Тигран играет, не хочется тоже на барабанах?
– Я пока не знаю. Но пока не хочется.

– А из ребят в фонде тебе кто больше нравится?
– Ммм… (думает, а потом быстро начинает стрелять именами) Артём Уваров, Денис Прокофьев… (мама снова пытается жестом призвать его говорить потише, но вскоре оставляет эти попытки – да и вокруг становится гораздо шумнее)

А из тех, кто с тобой в одной группе?
– Саша Чижиков… Маша! Еще Маша! И… Всё, пожалуй.

Больше никто не нравится?
– Да все нравятся!
Ну ладно! А Виктор хороший учитель?
– Очень хороший! Виктор очень хороший учитель!

Чем он тебе нравится?
– Ммм… Он преподает мне пение. И подсказывает мне, как правильно петь песни.

А кем бы ты хотел стать, когда подрастёшь?
– Если честно, то я понятия не имею! Мне надо ещё подумать об этом.

А мечта у тебя есть какая-нибудь?
– Ну пока нет. Но как только у меня будут мечты, я сообщу вам!

Хорошо, спасибо! Вот вы сейчас занимаетесь в школе рока, и в итоге у вас будет концерт. Как думаешь, что из этого получится?
– Ну… Пение заданных песен. Я пока не могу представить, но я могу представить сцену, где я пою.

– И как это выглядит? Будешь чувствовать себя круто?
– Да!

– Ты сказал «заданных песен». Вы на концерте будете петь песни, которые вам уже выбрали или которые ты хочешь?
– Ну которые нам выбрали.

– А тебе они нравятся?
– Ага! «Сердцем к сердцу» и «Can you feel the love tonight».

– О! Так это твой любимый Элтон Джон!
– Ага!

Я объявляю Ростиславу, что больше вопросов нет, и он, кинув «Большое спасибо!» быстро, как будто празднуя освобождение, бежит к какому-то автомату, стоящему рядом. «Ух ты, классный компьютер!». Вспоминаю, что Анна рассказывала о схожих увлечениях Ростислава.

О! Так ты ещё робототехникой занимался!
– Угу! Да, это давно было.

Там же информатика, математика… Тебе такие точные науки легко даются?
– Не-а.

Ростислав отходит в сторону, и я продолжаю свой разговор с его мамой...

Можно узнать, как вы вообще пришли в фонд? Почему именно «Я есть!»?

– Сложно сказать. Во-первых, территориально нам очень удобно – в пешей доступности мы живем – здесь рядом, в центре. А потом.. заинтересовала программа фонда, занятия, которые нам предлагали. Ростик, он очень хотел петь, и вот здесь оказалось, что есть такая возможность – мало того, что поучиться вокалу бесплатно, что для нас немаловажно, как незащищенным слоям населения, и ещё и повыступать. Но вообще он начинал в фонд ходить на керамику к Эвелине – ещё до карантина. Но, к сожалению,

карантин всё испортил: Ростик перехотел ходить, но, к счастью, появилась рок-школа.


– То есть у него у самого была мотивация ходить?

– Интересно было, да. Ему было интересно заниматься какой-то деятельностью новой для него, потому что, поскольку товарищ с расстройством аутического спектра, для него контакты, на самом деле, не очень важны. Он терпит присутствие людей, но ему важнее то дело, которым он занимается, чем общение.


А друзья у него есть?

– Вы знаете, с друзьями сложно. Друзья у него в основном в сети – виртуальные. Причем это в основном англоязычные ребята, с которыми он общается практически каждый день на форумах тематических. Он хорошо английский знает. И как-то с русскими не получилось – он пытался участвовать в российских форумах, но что-то там у них не сложилось, и он перешел на англоязычных. Там он уже лет пять, наверное, плотненько так сидит.


Ничего себе! Он настолько хорошо английский знает?

– Ну он с двух лет английский знает. Получилось так просто, что, мы когда его начали обучать русскому языку, там программка была.. Он людей плохо перенимал, когда был маленьким, плохо реагировал, и мы начинали с ним общаться через компьютер – нам порекомендовал психолог. Там была программка, где был русский язык и параллельно английский. Я как-то случайно включила английский, ему понравилось произношение, и он параллельно русский и английский изучал.


Очень круто!

– Наверное… Теперь он по-русски пишет хуже, чем по-английски!


А сложно вообще с ним? Везде водить, сидеть, пока занятия не закончатся?

– Да, очень сложно, потому что он очень быстро устает от людей, и ему необходимо место, где он может уединиться и отдохнуть. Он плохо переносит громкие звуки, плохо переносит громкие крики. Эмоционально заряженная толпа его тоже напрягает… То есть он может какое-то время поприсутствовать небольшое, но потом ему надо уйти – мне в любом случае приходится предусматривать пути отступления – это планировать всегда надо! Тяжеловато на самом деле.


А Ростислав как-то изменился, когда вы начали заниматься музыкой?

– Он постоянно меняется! У него постоянно меняются интересы. Интерес появляется, он его удовлетворяет, он что-то ему дает (этот интерес); он как-то меняется, оставляет его, как с барабанами случилось, и переходит к чему-то следующему. То есть я не могу сказать, что он прям сильно поменялся, но он стал, наверное, немного более уверенным в себе и немножко лучше стал переносить пение других людей, потому что раньше это был кошмар. Если он слышал, как кто-то другой поёт, он затыкал уши, начинал кричать: «Перестаньте! Перестаньте!» и убегал. Сейчас он уже терпит.


– Ему самому петь нравится больше, чем слушать других?

– Да, у него просто очень хороший слух и высокая чувствительность к звукам, поэтому любую фальшь он чувствует как железом по стеклу.


– Как суперспособность!

– Ну да, это в какой-то степени суперспособность!


– А какая у Ростислава особенность? Вы говорили аутистический спектр? (выговорить получилось далеко не с первого раза)

– Расстройство аутистического спектра. (Анна говорит уверенно – так, будто повторять это приходилось не раз) Это органическое поражение центральной нервной системы – мозг травмирован был при родах: кислородное голодание, гипоксия. Какие-то участки мозга перестали работать, и их функцию взяли на себя другие участки мозга – ну, насколько это было возможно.


Благодарю Анну за разговор и жду Ростислава, который все ещё не вернулся, чтобы подробнее расспросить его об увлечении английским. Анна улыбается, когда я сообщаю ей о своем намерении:

– Не знаю, получится ли у вас, – он даже мне ничего не рассказывает! Но вдруг… Сейчас спрошу его, он собирается назад вообще или нет (достает телефон). Ему очень интересен туалет…


– Или со мной не интересно!

– Он с детства любит сантехнику, – объясняет она то, что я приняла за шутку.


Сантехнику?..

– Да!


Это как?

– Ну, разбирается в устройстве унитаза, канализации и так далее. Лифты и сантехника – это у него два таких несколько маньячных интереса с детства глубокого.

Анна наконец начинает вызов, но тут появляется Ростислав, показывая входящий. Она раскрывает ему мои планы, и вскоре мы снова сидим на пуфиках.


– Расскажешь про своих иностранных друзей?

– Если честно, там полно иностранных друзей, но… я не хочу говорить об этом!


Почему?

– Потому что я стесняюсь!

– Ну расскажи что можешь рассказать! – вмешивается мама, и Ростислав быстро тараторит:

– Короче, я с какими-то иностранными друзьями общаюсь о операционных системах, о компьютерных играх, о… о чего-нибудь ещё! Это всё, что я могу сказать!


А почему именно иностранные? Почему не русские?

– Ну потому что я люблю английский язык!


– Можешь что-нибудь сказать на английском?

– Hello, my name is Rostislav! – быстро, с шикарным акцентом и супер уверенно.


– А еще твоя мама сказала, что тебе сантехника нравится!

– Да, я только что видел мойки, которые автоматические. Ну, как только я приложу руку – тут автоматически поливает вода! Это очень интересная технология!



– Тебе технологии именно нравятся?

– Да! Это вообще будущее! (и тут вспоминает что-то ещё про сантехнику) Ещё автоматический сушитель рук! Ну очень полезная штука!



Мы прощаемся, и в заключении Анна подробнее рассказывает о том, чем тут занимается Ростислав. Оказывается, он уже давно посещает занятия волонтёрского клуба от центра «Содействие», где ребята-подростки учатся социализации и сосуществованию в «нормативном обществе». Ростислав, как отмечает Анна, сбегает при первой же возможности, но они всё равно постоянно туда ходят, чтобы хоть как-то разнообразить круг общения.

© Информационное бюро Городской репортер, 2021