Робот сочинит симфонию?
В наши дни музыка прочно вошла в повседневную жизнь. Мы слышим её везде: на улице, в фильмах, рекламных роликах, социальных сетях. Интересно, что за привычными звуками скрываются разнообразные технологии, которые радикально изменили процесс создания и воспроизведения музыки.

В этом материале мы расскажем о том, как новые разработки создают треки будущего. Также наша команда самостоятельно попробовала написать мелодию с помощью искусственного интеллекта. Похожа ли она на настоящую музыку — читайте далее.


Как известно, музыка всегда была неразрывно связана с технологическими достижениями своего времени. Еще в тот момент, когда появились первые музыкальные инструменты, люди попробовали добавить что-нибудь новое в творчество. Так, на протяжении истории музыка пополнялись изобретениями, на первый взгляд казавшимися невозможными. В конце XIX века появились фонограф и граммофон, а в начале XX века — виниловые пластинки.
















В 1930-х годах, когда изобрели электроусилители звука, восприятие мелодий стало другим. Электрогитары дали толчок к созданию новых жанров — от инди-рока до поп-музыки, потому что позволили людям экспериментировать с новыми стилями.
Когда началась эпоха цифровой записи в 1980-х годах, музыка заиграла по-новому. Звук, который люди услышали тогда, отличался от предыдущих мелодий точностью, а, помимо этого, обновились способы его хранения, распространения и обмена. Компакт-кассеты медленно, но верно заменялись СD-дисками: они позволяли хранить большее количество аудиодорожек и медленно приходили в негодность. А когда разработали MP3-формат, слушатели наконец-то смогли хранить треки на носителях меньшего размера, чем плееры компакт-дисков.


Сейчас мы уже не пользуются отдельными устройствами для скачивания музыки. Все процессы происходят в телефоне: от загрузки нового трека до постоянного прослушивания. Мы можем этого не замечать, но стриминговые сервисы упростили взаимодействие музыкантов и их слушателей. Современные технологии продолжают совершенствоваться, с каждым днем делая работу с треками легче.

Эволюция музыкальных технологий
Краткий обзор
Домашние звукозаписывающие студии
Благодаря быстрому развитию оборудования и программного обеспечения мы можем создавать музыку не только в профессиональных студиях, но и дома. Это сделало артистов более независимыми. В прошлом веке они и подумать не могли, что написать и выпустить треки можно без помощи звукозаписывающей студии. Но сейчас многие талантливые музыканты развивают свое творчество самостоятельно.

















Билли Айлиш — та самая девушка с яркими цветными прядями волос и уникальным вокалом — создала свои первые композиции в домашней студии. Ее дебютный альбом «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» был записан в небольшой комнате, где жила исполнительница. С помощью брата Финнеаса Билли удалось записать альбом, который в настоящий момент имеет более 10,5 млрд прослушиваний в Spotify. А летом 2024 года исполнительница стала самой популярной в этом стриминговом сервисе.

Вопреки мифам о том, что для создания музыки нужно много дорогостоящей техники, Билли Айлиш, в процессе записи своего первого альбома, использовала немного оборудования: два студийных монитора, сабвуфер, аудиоинтерфейс, программу для создания музыки Logic Pro и микрофон.

Благодаря домашним студиям появились новые жанры, а знакомые стили стали сочетаться по-другому. Пока музыканты экспериментировали со звуком на своих компьютерах, появился саундклауд рэп. Он сосредоточен главным образом на резком, эпатажном тексте, мелодия же достаточно простая. Большую роль в формировании этого жанра сыграли стриминговые сервисы Soundcloud (в честь которого названо течение, в связи с распространением на площадке первопроходцев жанра), Spotify, Bandcamp и другие, где музыканты распространяют свои работы без привязки к определенному лейблу.

Домашняя студия звукозаписи — это, безусловно, возможность для многих музыкантов реализовать свой творческий потенциал. Но с появлением этой технологии увеличилась и конкуренция на рынке. Сегодня, чтобы привлечь внимание слушателей, недостаточно просто записать хорошую песню. Необходимо активно заниматься продвижением своего творчества и развивать личный бренд.

Виртуальная реальность и дополненная реальность
Инструменты виртуальной и дополненной реальности помогают музыкантам на этапе распространения и воспроизведения своих работ. Развитие технологий привело к тому, что теперь необязательно ехать на концерт, чтобы послушать любимого исполнителя и ощутить атмосферу фанатской базы. Сейчас для этого достаточно иметь VR-очки и специальную программу.

















Кинокомпании и производители инструментов виртуальной реальности добавляют возможность выбора музыкального концерта для просмотра. Так, в сервисе Vrcinema24 можно найти большую библиотеку записей выступлений артистов в формате 360 градусов. На некоторых концертах зрители даже могут выбирать, с какой точки смотреть на музыканта, регулировать угол обзора и общаться с другими поклонниками. А очки Oculus Venues способны показывать мероприятия в прямом эфире.

Возможности виртуальной реальности в музыке не ограничиваются записанными выступлениями или трансляциями. Обладатели новых технологий могут посещать эксклюзивные концерты. Так произошло в 2019 году, когда скрипачка Линдси Стирлинг выступила для зрителей с VR-шлемами. Тогда музыкантка играла в студии, но изображение и звук передавались в виртуальное пространство.

Особенно популярными в последнее время стали концерты в метавселенных. Этот формат открыл Marshmello в онлайн-игре Fortnite в 2019 году. Тогда диджей собрал игроков в специальной виртуальной зоне, где их персонажи могли танцевать. Сам музыкант развлекал слушателей на протяжении 10 минут, а после концерта в своем профиле социальной сети X (ранее Twitter) оставил теплое послание фанатам: «Меня больше всего радует в сегодняшнем дне то, как много людей смогло побывать на своем первом в жизни концерте. Все видео, опубликованные мной, на которых зрители смеются и улыбаются на протяжении выступления, потрясающие. Боже, я в восторге». Концерт подарил более 10 миллионам слушателей возможность насладиться атмосферой выступления музыканта, и это только по статистике Epic Games - разработчика игры .

С того момента прошло 6 лет, а сфера виртуальных выступлений продолжает развиваться. Помимо Marshmello в Fortnite исполнили свои треки Трэвис Скотт, Ариана Гранде. Во вселенной игры Roblox успели выступить Twenty One Pilots, Lil Nas X, Charli XCX и другие. А совсем недавно, в конце 2024 года состоялся первый подобный концерт русскоязычного исполнителя. 14 декабря Егор Крид выступил перед фанатами, побив мировой рекорд Roblox по количеству участников концерта — в моменте музыканта слушали более 230 тысяч человек.
















Выступления с дополненной реальностью запомнились зрителям благодаря фестивалю Coachella. В 2022 году его организаторы впервые попробовали новые технологии: концерты артистов дополнили разными фоновыми 3D-изображениями. «Эти элементы были видны только во время трансляции и таким образом приближали зрителей, находящихся дома, к фестивалю», — отмечается на сайте креативного агентства мероприятия All of it Now. В 2023 году Coachella увеличил масштаб дополненной реальности и расширил творческий потенциал благодаря участию таких звезд как Bad Bunny, Blackpink и Gorillaz, чьи 3D-модели можно было увидеть на сцене с помощью смартфона.

Концерт Lil Nas X
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=f12ukZuUwWI
Краудфандинг
Краудфандинг, а, проще говоря, коллективное финансирование по-настоящему изменило деятельность независимых музыкантов. Мы знаем истории успеха исполнителей из российских лейблов Black Star Mafia, Rhymes Music, иностранных Universal Music Group, Sony Music Entertainment и многих других, но теперь такой способ раскрутки артиста вовсе не обязателен. Сейчас все чаще музыканты напрямую обращаются к своей аудитории и предлагают ей стать частью
творческого процесса.











Вот как работает краудфандинг: сначала исполнители выбирают специальную платформу, чтобы запустить свою кампанию. Часто они используют Kickstarter, Indiegogo, Bandcamp, где создают страницу с описанием проекта, бюджетом и другой необходимой информацией. В процессе исполнители ставят цель, например, собрать определённую сумму денег для записи альбома, съемки клипа, организации тура. В ответ на поддержку музыканты предлагают спонсорам различные вознаграждения. Ими могут быть цифровые или физические копии альбомов, билеты на концерты, эксклюзивный контент, личные встречи. Исполнители активно продвигают свои сборы через социальные сети, рассылки.

Как мы уже отметили, краудфандинг помогает музыкантам сохранить полный контроль над своим творчеством и не зависеть от лейбла. Эта технология так же, как и NFT, создает особую связь между артистами и их поклонниками. Но в случае с краудфандингом последние чувствуют близость к музыканту благодаря тому, что становятся активными участниками творческого процесса. Кроме того, такие кампании отлично продвигают артиста и привлекают новую аудиторию. В процессе постепенно формируется лояльное сообщество поклонников, которое будет поддерживать музыканта и в будущем.

Одним из самых крупных краудфандинговых проектов стала кампания Аманды Палмер. Эта американская певица в 2012 году после отказа от работы с лейблом Roadrunner Records решила обратиться к своим фанатам через платформу Kickstarter, чтобы собрать деньги на запись нового альбома. Она поставила цель: накопить 100 тысяч долларов за месяц. Активные поклонники за 7 часов отправили певице нужную сумму, а всего по итогам кампании Аманда Палмер собрала более 1,2 миллиона долларов. Тогда певица показала, что близкое взаимодействие с фанатами и открытое общение — это ключ к успеху в краудфандинге.

Аманда Палмер.
Источник: https://www.theguardian.com/music/2013/jun/22/amanda-palmer-visionary-egotist-interview
Блокчейн и NFT

В последнее время слово «блокчейн» все чаще встречается на различных сайтах, в видеороликах, разговорах о программировании и криптовалюте. Мы слышим его, но далеко не всегда понимаем, о чем идет речь. Итак, блокчейн — это технология, которая позволяет хранить данные в базе, состоящей из цепочки блоков. Теперь понятно, что название этой системы говорит за себя. Так как все «кирпичики» данных соединены, ни один из них нельзя изменить или удалить. В этом и состоит особенность технологии — все записи защищены.



Блокчейн и музыка связаны еще одной крипторазработкой — NFT. Этот цифровой сертификат подтверждает уникальность какого-то объекта. Так как он является частью блокчейна, его нельзя удалить. Когда исполнитель создает NFT на свое творчество, он фактически говорит, что право на владение определенным треком или альбомом принадлежат именно ему. Любой пользователь может купить токен на криптовалютной бирже, и тогда он станет владельцем музыки, даже если другие люди могут ее послушать или скачать. С помощью этой технологии исполнители реализуют свои работы напрямую и зарабатывают на этом. А еще они могут получать деньги от последующих продаж NFT.



Благодаря цифровым сертификатам между музыкантом и поклонниками создается особая связь. Чувство эксклюзивности появляется у фанатов, когда исполнители выпускают ограниченные версии треков, специальные продукты в обмен на покупку NFT.

Стать ближе к своим поклонникам получилось у Кэти Перри в 2021 году. Тогда она совместно с блокчейн-сетью Theta Network выпустила собственную коллекцию токенов, связанных с ее концертной резиденцией «Play».



Кроме Кэти Перри в сферу NFT уже вошли Снуп Догг, Граймс, Эминем и другие. Крипторазработка не прошла мимо России: русскоязычные исполнители также используют новую технологию. Цифровые сертификаты создали Элджей, группы Руки Вверх!, Little Big, а рэпер Thrill Pill стал первым, кто начал заниматься этим. В 2021 году он выпустил 6 токенов, состоящих из короткой голосовой вставки — эдлиба, эксклюзивных прав, динамического 3D-арта, возможности личной встречи и пожизненного билета на все концерты.




Искусственный интеллект
Не секрет, что искусственный интеллект научился генерировать объекты, приближенные к произведениям искусства. К слову, нейросеть Midjourney используется, когда нужно сгенерировать фотореалистичное изображение. Музыка здесь не стала исключением: сейчас роботы участвуют на разных этапах ее создания.

Исполнители обращаются к нейросетям во время записи треков. Современные технологии предлагают идеи, гармонии, ритмы, а также помогают с аранжировкой и сведением. Программы для автоматической гармонизации, инструменты для создания барабанных партий, машинное сведение треков, средства для распознавания и транскрипции песен — всем этим может похвастаться искусственный интеллект в наши дни.















Нейросеть, обученная на больших массивах музыкальных данных, способна самостоятельно генерировать мелодии в различных стилях. Такой технологией пользуются разработчики видеоигр, создатели фильмов, специалисты по рекламе. Может ли человек распознать мелодию, сгенерированную нейросетями? Мы задались этим вопросом и решили провести собственный эксперимент. Читайте далее, чтобы узнать наши выводы.









Другое направление, где искусственный интеллект отличается самостоятельностью — создание виртуальных музыкантов. То есть теперь нейросети могут полностью сгенерировать личность исполнителя, его историю, которая заинтересует слушателей. Конечно, виртуальные музыканты существовали и до появления нейросетей: к примеру, все мы помним забавного лягушонка Crazy Frog или группу Gorillaz. Образ вымышленного исполнителя поначалу был и у певицы Глюкозы: 3D-модель блондинки в узких черных очках красовалась в нулевые на экранах телевизоров. Но если тогда загадочные образы придумывали люди, то сейчас эту работу делает искусственный интеллект.















В конце 2023 года нейросети сгенерировали Анну Индиану — певицу, которая выпускает музыку в YouTube, TikTok, Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ), X. Исполнительница написала 16 песен, и все они вызвали неоднозначную реакцию. Одни считают, что Анне удалось сделать свое творчество максимально приближенным к человеческому. А другие увидели абсолютную неготовность нейросетей заниматься песнями.

Использование искусственного интеллекта в музыке — острый вопрос. Споры вызывают определение авторства песен, созданных искусственным интеллектом, возможности нейросетей быть по-настоящему креативными. Вопрос о том, приведут ли роботы к уменьшению рабочих мест для музыкантов, также заставляет общество беспокоиться. Но при этом, как мы уже выяснили, нейросети имеют множество преимуществ, начиная от вдохновения музыкантов и заканчивая упрощением рутинных задач.


Группа Gorillaz
Источник: https://donttakefake.com
Мнение музыкантов о технологиях
О том, как использовать новые технологии в музыкальной сфере, насколько они эффективны, нам рассказали авторы популярных песен.

BÖRIS REDWÄLL
Своим опытом работы со свежими разработками поделился BÖRIS REDWÄLL. Это участник творческого объединения RANDOM CREW, диджей, продюсер, автор электронной музыки и ремиксов, которые завоевали сердца более 1 миллиона слушателей (по данным площадки «Яндекс Музыка»). Он известен совместными работами с MAYOT, Obladaet, OG BUDA, RAM, Mirèle. Его последний трек — яркий, динамичный ремикс на уже ставшую вирусной песню «Sigma Boy». BÖRIS REDWÄLL активно выступает с диджей-сетами в разных уголках не только России, но и мира.

«Мой путь в музыке начался в 13 лет. Еще тогда я любил слушать разные песни, и мне было интересно, как они создаются. С того момента прошло уже много лет, и, конечно, у меня изменился подход к работе с треками и расширился опыт. Это как в спорте — чем больше пишешь, тем лучше получается.

Когда я создаю музыку совместно с кем-то, то учитываю множество тонкостей, начиная от настроения артиста и заканчивая его предпочтениями. Сложно общаться с музыкантом, если он не понимает, какую работу мы хотим получить. Поэтому важно знать финальный результат и быть полностью уверенным.

Отмечу, что писать музыку сложно не только поэтому. Важно постоянно включать кризисное мышление, чтобы найти выход из любых сложных ситуаций. От этого и затягивается процесс создания треков. Я пока остерегаюсь использовать искусственный интеллект для упрощения всех задач, если и обращаюсь к нему, то только для того, чтобы вырезать акапеллу. На мой взгляд, нейросети способны на прорыв и новую эру звучания, хотя это восхищает и немного пугает одновременно.
Возможно, что когда-нибудь люди вернутся к аналоговому звуку и специально будут делать его плохим, чтобы слушатели смогли отличить оригинальную музыку от искусственного интеллекта. Но пока что — это будущее, которое уже захватывает чарты».

ILYA GADAEV
Сооснователь электронной группы Cream Soda, диджей, продюсер Илья Гадаев рассказал о работе с новыми технологиями. Музыкант имеет большой опыт в создании разножанровых треков, которые вызывают отклик у аудитории. Так, необычным электронным звучанием и сильными чувствами миллионов слушателей зацепили популярные песни «Плачу на техно», «Никаких больше вечеринок», «Розовый фламинго» и другие.
«Когда в 10 лет я сел за папин синтезатор Ensoniq SD-1, написал трек и назвал его «РЕП», началась моя музыкальная деятельность. Я использовал множество инструментов за все время работы и могу отметить, что технологии заметно ускорили рутинные процессы, добавили новые функции и, что интересно, пошаговые руководства, поэтому сейчас не возникает больших проблем с тем, чтобы освоить что-то новое. У нашей команды сложность немного другого характера — непонятно, куда девать многочисленное оборудование.

Я применяю технологии искусственного интеллекта, и, признаюсь, это похоже на волшебство. Еще меня удивляет то, как виртуальные музыканты меняют индустрию и помогают, например, интровертам, которые хотят поделиться своим творчеством, но боятся быть публичными. Однако информации и возможностей для развития так много, что начинающим артистам порой сложно определиться с направлением. Но я убеждён: искренние треки, созданные с полной самоотдачей и мотивацией, обязательно будут замечены».

suziksss
Хип-хоп-исполнитель, автор песен с электронным звучанием suziksss также рассказал о том, как он использует новые технологии в творчестве. Артист развивается самостоятельно, пробуя разные способы продвижения. За последний месяц он набрал более 350 тысяч прослушиваний в «Яндекс Музыке», а его трек «Пепел» пользователи платформы за все время включали более 5 миллионов раз.

«Я начал музыкальную карьеру с написания битов, вдохновляясь стилем XXXTentacion, Lil Peep и Lil Tracy. Позже меня заинтересовала работа с голосом, и я некоторое время записывал его на диктофон iPhone. Отмечу, что это были не полноценные вокальные партии, а скорее вой или мычание. Я использовал их как дополнительный инструмент.

Впоследствии вышел мой первый альбом «yrroslamrontonmi», который стал для меня экспериментальной попыткой найти себя в музыке.

Именно современные стриминговые сервисы помогли мне определить аудиторию и набрать несколько миллионов прослушиваний. А технология краудфандинга, которую умело встраивают в музыкальные площадки, действительно поддерживает с воплощением идей. Я сам пользуюсь функцией «Донаты от слушателей» и чувствую их поддержку. Они прямо сейчас помогают мне собрать деньги на новый компьютер. Остальные технологии я воспринимаю с осторожностью, но не исключаю, что когда-нибудь воспользуюсь ими. Все же для меня важнее собственный результат, чем, например, работа искусственного интеллекта».



Исследование
Мы провели исследование, чтобы определить, может ли искусственный интеллект генерировать музыку, которую невозможно отличить от созданной человеком. Для этого мы обратились к нейросети Udio. Эта технология, разработанная в апреле 2024 года, позволяет пользователям создавать музыку, описанную текстом. Udio хорошо понимает запрос и имеет приятный интерфейс — по этим причинам мы выбрали ее.

На генерирование одного трека у нас ушло полчаса: сначала разными запросами мы проверяли возможности платформы, далее изучали, как она работает с созданием голоса и звуков. После этого, выявив сильные стороны Udio и опираясь на них, мы попросили сгенерировать трек, соответствующий промпту: «Make a song in a classic genre. The composition should be reminiscent of Mozart or Bach in style. It should be a simple orchestral composition without percussion. It can be more than 1 minute» (Перевод: «Создай песню в классическом жанре. Композиция должна быть похожа по стилю на Моцарта или Баха. Это должна быть простая оркестровая композиция без перкуссии. Она может длиться более 1 минуты»). У нас получилась следующая композиция:

Далее мы подобрали песню, которая похожа на ту, что создала нейросеть. Ей оказалась ария Генделя из оперы «Ринальдо» в исполнении «Голоса музыки» на оригинальных инструментах с сопрано Кирстен Блейз.
После этого мы предложили более 300 респондентам послушать обе песни и понять, какая из них была создана человеком. Ответы получились неоднозначными.
2 (57,3%)
1 (31,1%)
Затруднения с ответом (11,7%)
Какая мелодия на ваш взгляд создана человеком?
Почти 60% опрошенных правильно определили музыку, написанную человеком. Более 30% людей ошиблись при выборе, а практически 12% пользователей не смогли понять, какую песню создал человек. Те, кто верно определил музыкальную композицию, отметили в ней «душу», чувственность исполнения, гармонию, глубокий голос исполнителя. В то же время эти респонденты подчеркнули, что другая мелодия отталкивает более резким, неестественным звучанием и неразборчивым вокалом.

Несмотря на то, что большинство людей все же смогли правильно определить музыку, созданную человеком, однозначный вывод сделать сложно. Так, некоторым участникам опроса, наоборот, казалось, будто сгенерированная мелодия звучит естественно и не так идеально, как мог бы сделать искусственный интеллект. Мы задали несколько вопросов приглашенным экспертам, чтобы разобраться в противоречивых результатах исследования.

Взгляд профессионалов на результаты исследования
Светлана Смирнова. Преподаватель высшей квалификационной категории в Харовской детской музыкальной школе Вологодской области с 40-летним стажем. Светлана Смирнова закончила Вологодский областной колледж искусств по программе «Инструменты народного оркестра» (специальность «Домра»). Она постоянно участвует в различных педагогических конкурсах и достигает высоких результатов. Светлана Смирнова создала оркестр народных инструментов, который на протяжении 25 лет звучит и радует жителей Харовска.

Елизавета Антарян. Студентка 2 курса Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова. Она обучается по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» по специализации «Оркестровые струнные инструменты». Елизавета Антарян закончила Детскую музыкальную школу им. П.И. Чайковского по программе «Струнные инструменты» (специальность «Виолончель»), а сейчас преподает в ней.


Мария Алексеенко. Студентка 4 курса Ростовского колледжа искусств факультета «Дирижирование». Она также обучается на 6 курсе Южного Федерального университета по специальности «Педагогическое образование — Русский язык и литература». Мария Алексеенко третий год преподает вокал в вокальной студии «Mary Kris». Она закончила музыкальную школу и имеет 3 общих музыкальных образования с отличием по специальностям: «Фортепиано», «Вокал», «Синтезатор».

– По каким критериям вы определили музыку, созданную нейросетью?

С.С.: В композиции, которую написал человек, музыканты отчётливо владеют динамикой звука, в отличии от искусственного интеллекта.

Е.А.: В ней отсутствуют естественные призвуки и вокал звучит неестественно чисто.


М.А.: Мелодия искусственного интеллекта звучит механически и безэмоционально. Я заметила слишком идеальное исполнение: в ней нет тех неточностей, что есть вживую. Музыка, созданная человеком, не бывает идеальной.

– Как вы думаете, почему почти 30% опрошенных ошиблись в своих ответах?


С.С.: На мой взгляд, схожесть мелодий запутала людей. Между песнями нет особой разницы в качестве исполнения. Я думаю, что нейросеть способна на воспроизведение мелодии на уровне профессионального музыканта.






Е.А.: Проблема заключается в неопытности человека, так как, к сожалению, люди редко ходят на классические концерты. Помимо этого, возможно, у опрошенных возник внутренний резонанс в сравнении мелодий, ведь даже не каждый профессиональный музыкант с первого раза может сопоставить эти записи.



М.А.: На такие результаты повлияла наслушанность и вовлечение в музыку. Я думаю, что людям, далеким от этой деятельности, было сложно услышать разницу.

– Чего не хватает искусственному интеллекту для создания привычной, «человеческой» мелодии?

С.С.: Мне кажется, что души.

Е.А.: Любви к музыке и души. Здесь нельзя сравнивать живого человека, который проникается искусством, с каким-то роботом.


М.А.: Нейросети не хватает жизни, пауз, импровизации, и, самое главное — изменения темпа, чтобы не было монотонности. Искусственный интеллект, наоборот, генерирует слишком чистую и идеальную мелодию.

– Видите ли вы смысл внедрения нейросетей в музыкальную сферу или считаете, что это только застопорит ее развитие?

С.С.: Нововведения — это хорошо, потому что искусственный интеллект может помочь музыканту во многих задачах.

Е.А.: Это действительно затормозит прогресс в области музыки, в частности, современной классической. Негативное влияние нейросетей особенно скажется на профессионалах, ведь мы учимся, чтобы развивать этот жанр.



М.А.: Это явно застопорит развитие музыки, так как люди совсем обленятся. Возможно, что останутся лишь электронные, роботические мелодии.


– Может ли человек в симбиозе с искусственным интеллектом сделать нечто уникальное, или всё зависит только от творческих способностей людей?

С.С.: Я полагаю, что это возможно. Работая вместе с нейросетями, мы можем сотворить нечто новое и выдающееся.


Е.А.: Творчество зависит исключительно от способностей человека. Искусственный интеллект не может сочинить шедевр, потому что это — просто робот.


М.А.: На мой взгляд, человек и нейросеть могут создать что-то необычное, но ключевую роль в этом процессе будут играть люди. Их талант, творческие способности, эмоции и чувства сделают настоящее искусство.

– Есть ли у искусственного интеллекта будущее в музыке? Он когда-нибудь заменит человека?

С.С.: Конечно, нейросети полностью не заменят людей, однако какие-то сгенерированные музыкальные фрагменты возможно будут использоваться.

Е.А.: Искусственный интеллект никогда не сравняется с композитором. Возможно лишь, что в будущем он поможет нам популяризировать концерты классической музыки.


М.А.: Нейросети — это мощный инструмент. Он способен раскрыть потенциал человека, но заменить его невозможно.


Над проектом работали студенты Южного федерального университета:
  • Могиляс Анна
    Редактор
  • Аксёнова Мария
    Дизайнер, верстальщик
  • Рыжов Александр
    PR-менеджер, продвижение лонгрида
  • Ткаченко Егор
    Интервьюер
Все фотографии предоставлены участниками проекта