Итоги-2015: ростовские медиа укрупняются и экспериментируют

Десять главных событий в ростовской медиасреде 2015 года

Ушедший в историю 2015-й привнес в ростовскую медиасреду много нового. Это и опыт масштабных информационных войн, и попытки ростовской журналистики создать что-то ценное не только для себя, но и для читателя, и окончательное и бесповоротное решение власти самоcтоятельно влиять на общественное мнение посредством собственных СМИ. Результаты этих событий мы будем наблюдать еще продолжительное время. Но какие же события были самыми важными в сфере медиа, по нашему мнению?

Шарли и свобода слова
//Фото с сайта: vesti.ru
//Фото с сайта: vesti.ru

2015-й начался с печального для мировой системы СМИ события. 7 января 2015-го террористы ворвались в редакцию французского юмористического журнала Charlie Hebdo и расстреляли несколько человек. «Свобода информации не падет ниц перед террором и методами, которыми ее пытаются запугать… мы ни на йоту не отступим назад с нашего демократического пути свободного распространения информации», — объявила тогда организация «Журналисты без границ».

[quote_center]В январе 2016-го журнал вышел миллионным тиражом. В 32-страничный номер были включены рисунки карикатуристов, погибших при нападении на редакцию.[/quote_center]

 
Цензура на пороге
//Фото с сайта vistanews.ru
//Фото с сайта vistanews.ru

25 декабря 2015 года Роскомнадзор запустил в тестовом режиме систему автоматического сбора и анализа контента в интернет-СМИ. По словам главы ведомства Александра Жарова, система будет в автоматическом режиме анализировать тексты, метаданные и данные иллюстраций, размещенные в интернете на сайтах, входящих в реестр СМИ. Внедрение системы, как заявил Жаров, будет завершено до конца 2016 года. Пока нарушителей стараются не наказывать, призывая вместо этого устранять недочеты. «Думаю, это приведет к улучшению качества всех СМИ на всей территории РФ», — добавил глава ведомства.

Местечковые информационные войны
//Фото с сайта demotivators.cc
//Фото с сайта demotivators.cc

В 2015-м в Ростове-на-Дону впервые была широко опробована технология информационных войн. В течение года было сделано несколько попыток. Так, в начале апреля в городе попытались развернуть информационную кампанию против заместителя главы администрации Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ. В некоторых местных интернет-СМИ одномоментно вышли материалы, обличающие деятельность чиновника, в которых звучали призывы к смещению его с занимаемого поста. Однако публикации не возымели должного действия, а саму историю вскоре позабыли.

[quote_center]Вторая попытка увенчалась ограниченным успехом: некие противники строительства апарт-отеля в сквере им. Седова достаточно быстро сформировали общественное мнение, используя социальные сети.[/quote_center]

Волна недовольства поднялась стремительно, откуда ни возьмись появились сотни «жителей улицы Седова», которые «каждый день гуляют в сквере» и считают его «важной исторической достопримечательностью» города. При этом сам сквер до волны недовольства был мало кому известен и находился в достаточно удручающем состоянии. Волна недовольства так же быстро сошла на нет, как только администрация города аннулировала разрешение на строительство, но суды между властями и застройщиком все продолжаются. Однако тем самым «жителям» до этого уже нет никакого дела.

Кульминацией информационных войн стал судебный спор бизнесмена Александра Хуруджи и энергетической компании «МРСК-Юга» и последующий арест бизнесмена. Несмотря на спорные обстоятельства и самого спора, и ареста бизнесмена, неясную позицию и претензии обеих сторон конфликта, волна возмущения была организована быстро и профессионально. Сторонники Хуруджи действовали стремительно и использовали как социальные сети, уже доказавшие свою эффективность, так и городские СМИ. Исход этого сражения пока неясен, но можно смело говорить о том, что это самая масштабная информационная кампания ушедшего года.

Государственная медиакорзина
//Фото: Donmedia
//Фото: Donmedia

2015 год знаменателен созданием мощного государственного медиахолдинга «ДОН-МЕДИА». Создавать медиаструктуру начали весной 2015 года путем объединения двух унитарных государственных предприятий: газет «Молот» и «Сальская степь». К двум печатным изданиям прибавили информационное агентство don24.ru и активы медиагруппы «Южный регион»: телеканал «Дон24», созданный на базе спутникового телеканала «Южный регион — Дон», и радиостанцию «ФМ-на-Дону» — бывшее «Радио Тихий Дон».

Как рассказал начальник управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин в интервью «Ростовскому агентству новостей», цель создания государственного медиахолдинга одна и самая главная — создать полноценную площадку для информирования граждан и наладить каналы обратной связи с населением: «О прибыльности пока можно говорить гипотетически, потому что ещё не закончен процесс строительства этого холдинга. Однако такая задача ставится перед его руководством».

Глобализация по-ростовски
//Фото с сайта hh.ru
//Фото с сайта hh.ru

Еще одной важной историей, которая развивалась на протяжении второй половины 2015 года, можно назвать вхождение популярного в городе сайта 161.ру в холдинг Hearst Shkulev Media (HSM). О том, что компания Rugion, владевшая сайтом 161.ру и другими подобными сайтами в 42 регионах России, входит в холдинг HSM, было объявлено в июне прошедшего года. Сайт некоторое время продолжал работать как и прежде, однако уже в октябре было объявлено об объединении редакций сайта 161.ру и журнала «Антенна-Телесемь», который тоже входит в холдинг HSM. Предполагалось создать объединенную редакцию, которая бы смогла выпускать и городской портал, и цифровые проекты «Антенны-Телесемь» в регионе. Однако объединение редакций привело к увольнению персонала 161.ру в полном составе, и издателю пришлось в короткие сроки набирать новых журналистов и редакторов.

Новые игроки в ростовском интернете

9.-oblast

Бывшая редакция 161.ру открыла новый сайт — 1rnd.ru, приобретя украинскую франшизу городских сайтов CitySites. Ресурс начал работу в начале декабря и пока еще не приобрел широкой известности среди пользователей. «Нашей главной целью было сохранить команду профессионалов и создать для них комфортные условия работы и дальнейшего развития», — рассказала руководитель проекта 1rnd.ru Людмила Грохотова.

Примерно так же — после разрыва отношений двух соучредителей сайта «Блокнот» — появился еще один интернет-ресурс: DonDay. Самвел Налбандян вместе с командой, ушедшей за ним, запустил новый проект в марте 2015 года. Новый интернет-ресурс быстро приобрел большое количество поклонников.

Радиоэкспансия
//Фото с сайта: u-f.ru
//Фото с сайта: u-f.ru

В прошлом году в Ростове-на-Дону начали вещание сразу несколько новых радиостанций. В первой половине года на частотах «Радио Тихий Дон» началась трансляция радиостанции Business FM, в сентябре на собственных частотах заработала радиостанция «Ростов FM», а с 1 января 2016-го начнет вещание в FM-диапазоне «Радио Дон-ТР».

Наиболее заметным стартом для радиослушателей было начало трансляции «Ростов FM», в редакцию которого были приглашены известные ростовские ведущие и шоумены, такие как Сергей Пименов и Марк Котляр.

[quote_center]Помимо эфирных, можно отметить и интернет-радиостанции. Например «Первое Интернет-Радио», которое начало трансляцию в интернете и собрало неплохую аудиторию.[/quote_center]

Ростов, смотри
//Фото с сайта wikispaces.com
//Фото с сайта wikispaces.com

В 2015 году некоторые ростовские СМИ решили отойти от повседневных новостей к так называемой «журналистике длинных текстов». Создание обособленных публикаций и проектов просветительского, развлекательного и иногда нравоучительного характера стало входить в моду. Первым СМИ, которое реализовало жанр «лонгрида» в Ростове-на-Дону, стал информационный сайт «Городской репортер» с проектом «6 отелей к чемпионату». Позже это издание реализовало еще несколько проектов в формате лонгрида, среди которых можно выделить культурно-образовательный проект «Послушайте!», в котором были опубликованы видеоролики ростовчан, читающих стихи русских поэтов XX века.

А в сентябре 2015 года в Ростове появился сайт «Ростов, смотри!», сосредоточившийся на подготовке и публикации материалов в жанре лонгрид. Этот проект привлек внимание значительной аудитории. «Материалы в новом интернет-журнале будут рассказывать о жителях Ростова, но строгих ограничений в выборе героев нет», — рассказывал «Городскому репортеру» главный редактор проекта Глеб Диденко.

ТВ как приложение соцсети
//Фото: пресс-служба администрации Ростова
//Фото: пресс-служба администрации Ростова

В Ростове-на-Дону запустили цикл передач «Мой адрес — Ростов-на-Дону». Премьера программы состоялась 21 июня на канале «Россия-24». Первый выпуск был посвящен благоустройству Ростова. В студии глава администрации Ростова Сергей Горбань ответил на вопросы ростовчан. Ведущим передачи стал известный журналист, уроженец Ростова Дмитрий Дибров. «Это — телевизионная революция. Мэр города держит удар в прямом эфире. Раз в две недели каждый из вас может увидеть, как мы с С. И. Горбанем сидим в самом бескомпромиссном прямом эфире», — говорилось в сообщении Дмитрия Диброва на Facebook.

[quote_center]Однако, вопреки ожиданиям создателей, революции не случилось: ни одна из заявленных тем обсуждения не привела к бескомпромиссному спору и действенным результатам. Зато настоящие баталии развернулись в группе социальной сети Facebook с одноименным названием, куда ростовчане стали писать свои просьбы и замечания по обустройству города.[/quote_center]

Ушли, не обещали вернуться

chetvlast_0

В 2015 году ростовский рынок медиа покинуло сразу несколько именитых изданий. Так, в январе 2015-го издатель делового журнала «Деловой квартал — Ростов-на-Дону» объявил о прекращении выпуска печатной версии издания. Закрытие печатной версии было связано с необходимостью сосредоточиться на выпуске «самого перспективного продукта — портала DK.RU». 1 сентября в Ростове-на-Дону и еще нескольких региональных центрах закрылись бюро газеты «Ведомости». При этом газета продолжила печататься, но уже без региональной вкладки, а информацию по региону стали подготавливать журналисты московской редакции. А 31 декабря в последний эфир с программами местного производства вышел телеканал «Рен-ТВ». Как сообщал гендиректор ростовского телеканала Андрей Киселев, «с 1 января канал будет полностью ретранслироваться из Москвы, из местного контента останутся лишь рекламные блоки».


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.